© Copyright "Перелистывая страницы" © 2006 - 2013. Использование материала возможно только с указанием авторства и активной ссылки. |
СКАЧАТЬ:
Скачать учебники по детской литературе
|
Практическое занятие № 1. Тема: Фольклор, устная народная словесность и детская литература Цель: выявить специфику «народных» жанров и их роль в детской литературе, развивать аналитические умения. Вопросы для подготовки: 1. Малые фольклорные жанры игрового фольклора (потешки, считалочки, припервки и т.д.). 2. Жанры внеигрового фольклора (заклички, прибаутки, небылицы и др.). 3. Пословицы, поговорки, загадки. Их идейная направленность, тематическое богатство, жанровые особенности. Педагогическое значение этих жанров. 4. Народные песенки, их виды, богатство содержания, близость детским интересам. Образы животных, картины родной природы. Художественные особенности народных песенок. Лаконичность и поэтическая выразительность народной речи. Ритмичность, музыкальность языка. Воспитательная ценность народных песенок. 4. Былины и сказки в детском чтении. Виды сказок, краткая характеристика. Место былины в круге детского чтения. Образ главного героя, поэтичность языка. Ритмика, особенности ударения. Методические рекомендации:
При подготовке к занятию следует изучить рекомендованную литературу, определить, по какому принципу классифицируются жанры УНТ в науке о детской литературе. Также необходимо привлекать знания по детской психологии. Подготовка может быть осуществлена как в группах, так и индивидуально (по выбору преподавателя). Характеризуя те или иные жанры фольклора, следует иллюстрировать свой ответ примерами. Ответ на третий и четвёртый вопросы предполагает выполнение аналитических наблюдений над текстом. При раскрытии воспитательной значимости фольклорных произведений недостаточно выразить собственное убеждение, следует апеллировать к работам педагогов, психологов, к учебной книге для детей и юношества (Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский) и т.д. Список рекомендуемой литературы:
Дисциплина «Детская литература» изучается студентами направления «Педагогика и начальное образование» на 3 курсе в VI семестре и на 4 курсе в VI семестре. Цель данной дисциплины дать целостное представление о детской литературе как художественной и художественно-педагогической составляющей русской и мировой литературы. Овладение курсом детской литературы позволит будущему педагогу реализовывать цели и задачи его профессиональной деятельности. Детская литература преподается с опорой на знания студентов по теории литературы, выразительному чтению, истории педагогики, общей и возрастной психологии, детской психологии. Детская литература дает практические навыки работы с художественным текстом в детской аудитории. Дисциплина обнаруживает тесные связи с теорией и методикой преподавания литературы. Содержание учебного материала и методика проведения занятий, творческие письменные работы подобраны с целью подготовить к дальнейшему изучению дисциплин профессиональной подготовки. Эффективны такие формы практической и самостоятельной работы, как написание творческих работ различных жанров, в том числе, составление рекомендательных списков для чтения, обзоров периодических изданий для детей, сбор примеров детского фольклора, составление сборников малых жанров фольклора.
Детская литература обладает универсальными возможностями для дальнейшей профессиональной деятельности педагога и учителя русского языка и литературы, так как результаты ее освоения востребованы в следующих видах профессиональной деятельности: в учебно-воспитательной, научно-методической, социально-педагогической, культурно-просветительной, коррекционно-развивающей. Задачи изучения дисциплины определены целью:
Составитель: ассистент Волкова Т.В. ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ Ссылки на некоторые тексты для чтения
А. Платонов «Маленький солдат» М. Пришвин «Рассказы о Ленинградских детях» Л. Кассиль «Дорогие мои мальчишки» А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» Дж. Толкиен «Хоббит, или Туда и обратно»
Ресурсы интернет, персональные сайты: Лунин В.В. Красткая информация Вишневецкая М. Официальный сайт Кукумбер. 2001. Вып. 9–11. 2002; № 2 (вып. 1) Пивоварова И. Официальный сайт Успенский Э. Официальный вебсайт Шенкман В.И.. Современная детская поэзия на уроках русского языка. Материалы к уроку. Яковлев Л. "Детские писатели не хотят быть авторами". – 2000 (8 августа) Яковлев Л.Г. Персональный сайт
Электронные источники по теме "Актуальные проблемы детской литературы" Детская и юношеская пресса // Основы журналистики Обзор журналов для детей. // Психологический центр Адалин Молодежные журналы. // Реклама Чудинова В.П. Дети, взрослые и периодика: взгляд из библиотеки //Портал печатных СМИ
|
|
|
|