Скачать учебники по детской литературе Зубарева Е.Е. Детская литература DJVU. М.: Высшая школа, 2004.
Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература DJVU. М.: Академия, 2005. - 576 с.

   Программа для чтения файлов в формате DJVU

 Русская литература для детей. Учеб. пособие. Для студ. сред. пед. учеб. заведении / Под ред. Т.Д.Полозовой. 2-е изд, испр. М.: Асайет А, 1998. 

Будур Н.В., Иванова Э.И. и др.Зарубежная детская литература. Н.В. Будур, Э.И. Иванова, С.А. Николаева, Т.А. Чеснокова. Учеб. пос. Для студ. ср. и высш. пед.  учеб. завед. 2-е изд, стер. М., 2000.  


Детская поэзия серебряного века. Модернизм. Минск: И.П. Логвинов, 2004. - 103 с.

 

 

 

Практическое занятие № 1.

Тема: Фольклор, устная народная словесность  и детская литература

Цель: выявить специфику «народных» жанров и их роль в детской литературе, развивать аналитические умения.

 Вопросы для подготовки:

 1. Малые фольклорные жанры игрового фольклора (потешки, считалочки, припервки и т.д.).

2. Жанры внеигрового фольклора (заклички, прибаутки, небылицы и др.).

3. Пословицы, поговорки, загадки. Их идейная направленность, тематическое богатство, жанровые особенности.  Педагогическое значение этих жанров.

4. Народные песенки, их виды, богатство содержания, близость детским интересам. Образы животных, картины родной природы. Художественные особенности народных песенок. Лаконичность и поэтическая выразительность народной речи. Ритмичность, музыкальность языка. Воспитательная ценность народных песенок.

4. Былины и сказки в детском чтении. Виды сказок, краткая характеристика. Место былины в круге детского чтения. Образ главного героя, поэтичность языка. Ритмика, особенности ударения.

Методические рекомендации:

 

При подготовке к занятию следует изучить рекомендованную литературу, определить, по какому принципу классифицируются жанры УНТ в науке о детской литературе. Также необходимо привлекать знания по детской психологии. Подготовка может быть осуществлена как в группах, так и индивидуально (по выбору преподавателя).

Характеризуя те или иные жанры фольклора, следует иллюстрировать свой ответ примерами. Ответ на третий и четвёртый вопросы предполагает выполнение аналитических наблюдений над текстом. При раскрытии воспитательной значимости фольклорных произведений недостаточно выразить собственное убеждение, следует апеллировать к работам педагогов, психологов, к учебной книге для детей и юношества (Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский) и т.д.

Список рекомендуемой литературы:

  1.  Аникин В.П. Русское устное народное творчество: учебник для вузов.  М., 2004.  735 с.
  2. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература.  М.: Академия, 2002.  472 с.
  3. Детская литература: Учебник / Е.Е. Зубарева, В.К. Сигов, В.А. Скрипкина и др.;  / Под ред. Е.Е. Зубаревой. – М.: Высш. шк., 2004. – 551 с.
  4. Мудрость народная. Жизнь в русском фольклоре. Вып. 1. Младенчество; Детство / Сост., подгот. текстов, вступ. ст. и коммент. В. Аникина; Подбор. ил. В. Жигулевой; Фотограф А. Рязанцев. М.: Худож. лит. 1991. 589 с. ил.
  5. Пропп, В.Я. Фольклор и действительность.-М.; Просвещение, 1970.-180 с.
  6. Неелов, Е.М. Сказочные корни научной фантастики. Л.; Ленинградский университет,1986.-244 с. // Электронная библиотека Республики Карелия / [Электронный ресурс] URL: http://elibrary.karelia.ru/book.shtml?id=3711 (дата обращения: 05.05.2011)
  7. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике. / Сост. Ю.Г. Круглов. М.: Высш. шк. 1986. 536 с.

 

 

Дисциплина «Детская литература» изучается студентами направления «Педагогика и начальное образование» на 3 курсе в  VI семестре и на 4 курсе в VI семестре.

Цель данной дисциплины дать целостное представление о детской литературе как ху­дожественной и художественно-педагогической составляющей русской и мировой литературы. Овладение курсом  детской литературы  позволит будущему педагогу реализовывать цели и задачи его профессиональной деятельности.

Детская литература преподается с опорой на знания студентов по теории литературы, выразительному чтению, истории педагогики, общей и возрастной психологии, детской психологии. Детская литература дает практические навыки работы с художественным текстом в детской аудитории. Дисциплина обнаруживает тесные связи с теорией и методикой преподавания литературы. Содержание учебного материала и методика проведения занятий, творческие письменные работы подобраны с целью подготовить к дальнейшему изучению дисциплин профессиональной подготовки. Эффективны такие формы практической и самостоятельной работы, как написание творческих работ различных жанров, в том числе, составление рекомендательных списков для чтения, обзоров периодических изданий для детей, сбор примеров детского фольклора, составление сборников малых жанров фольклора.

 

Детская литература обладает универсальными возможностями для дальнейшей профессиональной деятельности педагога и учителя русского языка и литературы, так как результаты ее освоения востребованы в следующих видах профессиональной деятельности: в учебно-воспитательной, научно-методической, социально-педагогической, культурно-просветительной, коррекционно-развивающей.

Задачи изучения дисциплины определены целью:

  •  рассматривать эволюцию жанровых форм,  в литературе для детей;
  • анализировать художественные тексты во взаимосвязи формы и содержания, выявлять актуальные темы и проблемы и способы их развития в литературе для детей;
  • изучать развитие детской литературы через различные способы портретирования литературы для взрослых, с одной стороны, изучать развитие детской и юношеской литературы через различные формы взаимодействия русской детской литературы и зарубежной - с другой,
  • развивать умение реферирования и самостоятельного исследования художественного текста, развивать творческий потенциал,
  • воспитывать интерес к литературе для детей  и вести к осознанию роли детской литературы в формировании гармонической личности.

Составитель: ассистент Волкова Т.В.

 ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ 

Ссылки на некоторые тексты для чтения

 Советская детская поэзия

  А. Гайдар «Война и дети»  

А. Гайдар «Мост»

 А. Гайдар «У переправы» 

Л. Пантелеев «На ялике»

А. Платонов «Маленький солдат»

М. Пришвин «Рассказы о Ленинградских детях»

М. Зощенко «Бедный Федя»

В. Катаев «Сын полка» 

Л. Кассиль «Дорогие мои мальчишки» 

Г. Матвеев «Зеленые цепочки»  

А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»  

 Дж. Толкиен «Хоббит, или Туда и  обратно» 

 

Ресурсы интернет, персональные сайты:

 Иртеньев И. Стихи

Иртеньев И. Персональный сайт  

 Стихи для детей. Лев Яковлев

Лунин В.В. Стихи    

Лунин В.В. Красткая информация  

Лунин В.В. Стихи     


Кружков Г. Ушки на макушке

 Кружков Г. Стихи

 Вишневецкая М. Официальный сайт  

 Кукумбер. 2001. Вып. 9–11. 2002; № 2 (вып. 1)

Новые дети

Остер Г. Стихи. Либ.Ру.Сек.

Пивоварова И. Стихи для детей  

Пивоварова И. Официальный сайт  

Сеф Роман Стихи для детей

Сеф Роман Стихи для детей

Тим Собакин. Стихи для детей

Усачев А. Стихи для детей

Успенский Э. Официальный вебсайт  

Ушки на макушке

Шибаев А. Стихи для детей

Шенкман В.И.. Современная детская поэзия на уроках русского языка. Материалы к уроку.

Яковлев Л. "Детские писатели не хотят быть авторами". – 2000 (8 августа)

Яковлев Л.Г. Персональный сайт

 

Электронные источники по теме "Актуальные проблемы детской литературы"

  Детская и юношеская пресса  //  Основы журналистики 

 Обзор журналов для детей. // Психологический центр Адалин 

 Молодежные журналы. // Реклама 

 Рудишина Т.В. Детская библиотека и современная периодика для детей и подростков [Cоциолог и психолог в библиотеке. Вып. III. / РГЮБ; отдел социол. и психол. исслед. – М., 2001.

 Чудинова В.П. Дети, взрослые и периодика: взгляд из библиотеки  //Портал печатных СМИ 

 Чудинова В.П., Мургина О.И. «Книга в России: итоги и перспективы чтения». / Научная конференция. Москва, РУДН, 12 ноября 2001.   

 Чудинова В.П. Детское чтение. Негативные последствия развития медиасреды // Дети и культура / Отв. Ред. Б.Ю.Сорочкин. М.: КомКнига, 2007. С. 131-164. 

 

Создать бесплатный сайт с uCoz