В фотоальбоме можно посмотреть фотографии с занятий по выразительному чтению и различных конкурсов чтецов.

 

© Copyright "Перелистывая страницы" © 2006 - 2013.

Использование материала возможно только с указанием авторства и активной ссылки. 

 

 Практикум по выразительному чтению

«Чудо воспитательного воздействия таит в себе та литература, которая будет литературой звучащего слова. Бездна художественных наслаждений, психологических глубин, сокровенных красот выяснится перед той культурой, которая будет культурой звучащей литературы». Эти мысли были высказаны А.В. Луначарским в речи на открытии Института живого слова в Петрограде в 1918 году. Силу звучащего слова, которое убедительнее печатного, великолепно демонстрировали перед слушателями В. Маяковский и С. Есенин, Б. Пастернак и А. Ахматова, М. Цветаева и М. Волошин, насыщая свое исполнительское мастерство разнообразием интонаций, глубиной неподдельного чувства.

В условиях современной школы особенно остро стоят проблемы нравственно-этические. Воспитание гражданских нравственных чувств у учеников и студентов неразрывно связано с воспитанием эмоций.

Один из учебных предметов литературоведческого и методического циклов, обеспечивающих необходимый уровень литературного образования студентов, воспитывающих умение воспринимать и анализировать литературное произведение как произведение искусства, является практикум по выразительному чтению. Практикум по выразительному чтению имеет особо важное значение для уроков литературы и русского языка как «первая и основная форма конкретного наглядного обучения литературе» (М.А. Рыбникова) и как одно из эффективных средств овладения родным языком. Выразительное чтение способствует воспитанию читательской восприимчивости, развитию речи и творческих способностей обучающихся.

Практикум по выразительному чтению активизирует художественное восприятие литературного произведения, поскольку такое восприятие осуществляется в процессе исполнительского анализа, требующего глубокого и творческого освоения явлений литературы. Выразительное чтение дает будущему учителю знание и понимание искусства чтения, воспитывает навыки, необходимые для самостоятельной подготовки к чтению и рассказыванию художественных произведений в классе. Работа по формированию выразительного чтения является одним из действенных путей воспитания культуры устной речи студентов, обязательного для будущего учителя-словесника. Приобретенные навыки студенты используют, одновременно углубляя и закрепляя их на последующих практических занятиях по русскому языку, литературе, методикам и во время педагогической практики.

Совершенствование профессиональной подготовки студентов-филологов требует усиления практической направленности преподавания всех дисциплин, в том числе и выразительного чтения. На занятиях по выразительному чтению студенты должны не только получить знания о теоретических положениях искусства чтения, но и научиться применять их в дальнейшей практической деятельности. Обучение выразительному чтению строится прежде всего на основе творческого воплощения литературного произведения в действенном звучащем слове. Творческое воплощение требует глубокого проникновения в литературное произведение: четкого представления изображенной в нем жизни, уяснения отношения автора к явлениям этой жизни, художественного значения используемых им изобразительных средств, приемов.

Выдающийся методист В. В. Голубков подчеркивает, что главной целью выразительного чтения является выполнение учебных и воспитательных задач: «Готовясь к уроку, учитель спрашивает себя, что даст его выразительное чтение для основной задачи преподавания литературы, для морально-эстетического воспитания учащихся и какие в связи с этим частные задачи он должен поставить перед собой, говоря о том или ином герое, читая ту или иную сцену». (Голубков В.В. Методика преподавания литературы. М., 1962. С. 99).

Выразительное чтение - это не только интонационно правильное озвучивание текста (пауза, логическое ударение, движение тона), это исполнительское искусство, это художественное чтение, которое является способом изучения литературного произведения.

Выразительное чтение в вузе - это важная ступень в овладении студентами исполнительским искусством. Оно выполняет образовательные и познавательные задачи: вырабатывает навыки и умения глубокого вчитывания в текст, развивает способности литературно-критического анализа, учит творческому отношению к прочитанному при его воспроизведении в звучащем слове. Подготовка текста к чтению вслух развивает воображение, наблюдательность, эмоциональную отзывчивость. Анализ художественных текстов, начиная с устного народного творчества, древнерусской литературы и кончая современной литературой, должен сочетаться с выразительным чтением, в котором отражаются и общие умения выразительного чтения, и умение передавать специфические особенности каждой литературной дисциплины. На занятиях практикума особое внимание уделяется работе по технике речи. В связи с этим предлагается система упражнений для тренировки дыхания, голоса и дикции. Важным принципом работы над техникой речи является установка на совершенствование качества произношения звуков.

Исходя из вышесказанного, следует подчеркнуть, что обучение выразительному чтению рассчитано не на подготовку профессиональных исполнителей во всей полноте их речевого мастерства, а на воспитание культуры чтения и рассказывания будущих учителей-словесников.

Предлагаемая программа практикума по выразительному чтению призвана реализовать следующие цели:

1. Добиться от студентов правильного понимания идейно-эмоционального содержания текста и его воплощения в звучащем слове;

2. Сформировать у студентов представление о выразительном чтении как о «первой и основной форме конкретного, наглядного обучения литературе» (М.А. Рыбникова);

3. Закрепить у студентов практические навыки искусства выразительного чтения.

Работа по формированию навыков выразительного чтения призвана реализовать следующие задачи:

1. Помочь студентам овладеть методикой выразительного чтения на уроках литературы, уроках русского языка, а также во внеклассной работе;

2. Научить студентов использованию выразительного чтения для развития логического и образного мышления, эстетического чувства;

3. Совершенствовать исполнительское мастерство будущих учителей;

4. Расширить знания по теории и истории искусства звучащего слова.

Курс «Практикум по выразительному чтению» рассчитан на 36 часов. Из них 8 часов - лекции, 28 часов - практические занятия. Кроме этого предполагается выполнение студентами самостоятельной работы: это письменные задания по предложенному плану, подготовка внеаудиторных мероприятий по выразительному чтению. Планируется учебно-исследовательская работа по предмету (подготовка докладов, рефератов по конкретным темам, предложенным преподавателем).

Предложенная организация самостоятельной работы студентов-филологов позволяет им закрепить теоретические знания по предмету, правильно понимать и осмысливать идейно-эмоциональное содержание текста и его воплощение в звучащем слове. Тем самым повышается профессиональный уровень подготовки будущих учителей-словесников.

Занятия завершаются зачетом, на котором студенты должны показать знание теоретических основ выразительного чтения и умение практически их применять.

Учебно-методический комплекс составлен Валентиной Степановной Бондарь.

 

Создать бесплатный сайт с uCoz